Вернуться в раздел "Кузовной ремонт от А до Я"

Сложный кузовной ремонт автомобиля.

Хотя сильные и особо сильные повреждения кузова автомобиля крайне редки, но тем не менее происходят. И последствия таких повреждений тяжелы как морально так и материально для владельца-автомобилиста. Поэтому наш главный совет:  будьте очень внимательны на дорогах и каким бы не было в нашей стране недоразвитым автострахование, лучше страховаться. Если вы уверенны в себе, то страхуйтесь именно на серьезные страховые случаи и угоны за счет франшизы, и страховка будет гораздо дешевле стоить и из-за мелочей не будете трепать себе нервы в недрах страховых компаний. Но если все же так получилось, что вы попали в сильное ДТП и Ваш автомобиль получил серьезные повреждения, перво-на-перво отнеситесь к этому как можно спокойней, поверьте нам, видящим груды металла вместо автомобилей изо дня в день, это все мелочи, главное что Вы живы и здоровы, а автомобиль каким бы он не был дорогим, он всего лишь ВЕЩЬ, и убиваться уж точно бессмысленно.

И так что же такое сложный кузовной ремонт: это ремонт кузова автомобиля который получил на столько сильные повреждения, что параметры геометрии основных кузовных элементов (лонжероны, усилители, стойки, крыша, рама и т.п.) сильно нарушены и дальнейшая эксплуатация такого автомобиля не возможна. Проведение сложного кузовного ремонта автомобиля не возможно без дорогостоящего оборудования и перво-на-перво необходим стенд для правки кузовов, в народе его называют словом (стапель). И чем современнее автомобиль, тем стенд должен быть более дорогостоящим, а техцентр должен располагать всей нреобходимой технической документацией для проведения такого серьезного ремонта с минимальными затратами времени и с наивысшем уровнем качества ремонта. Только правильно восстановленный кузов автомобиля, сможет вновь обрести первозданный вид и позволит дальше безопасно эксплуатировать автомобиль.

После проведения всех предварительных процедур по согласованию стоимости ремонта, заказа и получения всех новых деталей, которые в следствии повреждния вышли из строя, автомобиль начинают готовить к установке на стенд для правки кузова(стапель). В подготовку входит принципиально важный процесс по разборке кузова автомобиля в месте повреждения для проведения ремонта. От того на сколько кропотливо и аккуратно специалист по разборке автомобиля(автоарматурщик) произведет разборку поврежденного автомобиля, от того на сколько он аккуратно сохранит и упакует снятые, не поврежденные детали для высвобождения места ремонта, зависит то как, после проведения кузовных работ и окраски, автомобиль будет собран и предстанет перед владельцем. Так же немаловажно на сколько сервис и исполнитель работ специализируются на конкретной марке и модели именно вашего автомобиля.

Для примера центр который специализируется на кузовном ремонте Mitsubishi Lancer всегда в запасе имеет большие запасы оригинального крепежа и всегда поддерживает подменный фонд исправных деталей. И поверьте, ну очень не красиво смотрится подкапотное пространство Лансера с пистонами крепления бампера от автомобиля ВАЗ, а в только одном Лансере более 100 наименований арматурного крепежа и как вы думаете какой сервис может иметь в запасе весь необходимый крепеж хотя бы на 2-3 марки автомобилей.

И так, после того как автомобиль правильно разобран и подготовлен, его устанавливают на стапель.

Обязательным требованием для начала проведения работ на стапеле, является наличие всех необходимых кузовных деталей и элементов, потому как в процессе стапельных работ жестянщику необходимо постоянно примерять новые детали на кузов ремонтируемого автомобиля. И только при наличии всех кузовных деталей автомобиль можно крепить на стапель. Автомобиль установленный на стапель очень надежно и крепко притягивают к раме(станине) стапеля потому как в процессе вытяжки поврежденного металла, на кузов автомобиля оказывают воздействие порой до 30тонн усилия для восстановления геометрии. И если автомобиль не надежно закреплен, а это так же относится к слабым(дешевым) стапелям, то можно не только не восстановить геометрию кузова, но и безвозвратно изуродовать автомобиль, тем что его просто на просто вырвет из мест крепления. По этому при подборе сервиса обязательно интересуйтесь на каком оборудовании будут производить кузовной ремонт.

После того как автомобиль закрепили на стапеле к эпицентру повреждений при помощи различных специальных зажимов прикрепляют гидравлические растяжки и начинают процесс вытяжки повреждений, растягивая помятый металл в разные стороны по подобию разворачивания скомканного листа бумаги. В процессе вытяжки жестянщик постоянно производит промеры контрольных точек геометрии кузова особенно в районе полученных при ДТП повреждений.

Пример растяжки/восстановления проема крышки багажника и последующей заменой заднего крыла
Пример вытяжки лонжерона и брызговика крыла на Mercedes

И только после того как все контрольные точки кузова встанут на заданные заводом размеры, прекращают процесс вытяжки и можно уже переходить к операциям по удалению(высверливанию) поврежденных(разрушенных) фрагментов кузова.  Например при лобовом столкновении автомобиля как правило страдает либо один либо оба передних лонжеронов и вот перед тем как заменить разрушенные лонжероны их вытягивают до тех пор пока места соединений лонжеронов с кузовом не встанут на свои места. А если не произвести правильно вытяжку, то вваренные новые лонжероны не встанут на свои места и геометрия кузова восстановлена не будет. По мере того как происходит примерка новых силовых элементов кузова сразу детали к кузову окончательно не привариваются, новые детали предварительно специальными зажимами крепятся к кузову и на них навешивают для примерки и выставления зазоров новые детали облицовки кузова(крылья, фары, бампер и т.п.) вот по этому нельзя начинать стапельные работы по кузову автомобиля пока не будет всех необходимых для контрольной сборки кузовных запчастей. Произведя контрольную сборку поврежденной части кузова из новых деталей, промерив диагонали всех сопряженных проемов(проем капота, проем дверей) и выставив все зазоры по внешним деталям, жестянщик разбирает навесные элементы и вот только после того как все сошлось(размеры контрольных точек, диагонали проемов и зазоры специалист начинает окончательную обварку всех соединений силовых деталей с кузовом. После сварочных работ жестянщик обрабатывает места сварки и восстанавливает герметизацию сварных швов. Очень принципиально, что бы мастер как можно приближенно воссоздал внешний вид герметизационных швов, как это было сделано на заводе. Иначе даже не вооруженным взглядом можно увидеть, что автомобиль был очень серьезно битым, а это сильно сказывается в последующем на стоимости автомобиля. Из-за этих же соображений, а так же из-за соображений уменьшения затрат на восстановление купленного в битом виде для дальнейшего восстановления и перепродажи автомобиля, перекупщики, используют целые фрагменты от донорских автомобилей купленные на разборках, дабы максимально скрыть следы ремонта и сохранить все видимые швы кузова, заводскими. Не взирая на то, что такие автомобили делаются с грубыми нарушениями технологий восстановления кузова после ДТП, сокращая тем самым срок службы автомобиля, а главное, подвергая реальной опасности будущего владельца такого автомобиля. Не говоря уже о том как умудряются ставить муляжи элементов пассивной системы безопасности (AIR BAG, SRS), но это уже в другом разделе.